АО "КМКР"
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Актуальные комментарии руководства АО «КМКР», гидрогеологов и других экспертов о деятельности компании, их реакция на значимые события в сфере недропользования региона.

17 августа 2021 года

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КМВ: КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Комментарий главного гидрогеолога АО "КМКР" на публикацию

 

Проблема загрязнения, или утраты источников минеральных вод в регионе КМВ часто освещается в средствах массовой информации. Интервью на эту тему дают неравнодушные граждане, представители госорганов и, редко, специалисты в области гидрогеологии. Проблема серьезная, и, чтобы разобраться в ней, нужен профессиональный, всесторонний подход.

Более 30 лет назад в России начала действовать система лицензирования в недропользовании. Распорядителем недр –– государством – были составлены перечни участков недр, которые могли быть предоставлены в пользование на основании лицензии. Лицензия - это договор между пользователем недр и государством, в котором содержатся условия, на которых осуществляется пользование недрами.

Быть недропользователем нелегко, поскольку условий много, и часть из них – существенные, за невыполнение или нарушение которых лицензию могут изъять. К существенным условиям лицензии относятся: выполнение оценки запасов; добыча в пределах утвержденных запасов; составление технических проектов разработки месторождений, планов развития горных работ, программ мониторинга, проектов зон санитарной охраны; ведение мониторинга; аренда земельных участков; уплата налогов, своевременное предоставление отчетности в госорганы. И, конечно, недропользователь должен иметь в своем штате квалифицированных специалистов для выполнения всех этих видов работ.

За тем, чтобы недропользователь выполнял свои обязательства перед государством, следят надзорные органы: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, прокуратуры – городские, природоохранная, генеральная, Счетная палата, налоговая инспекция. Для этого не реже, чем раз в три года, каждым из органов проводятся плановые проверки, а зачастую и внеплановые.

Те 25 недропользователей, которые работают сейчас на территории КМВ, разрабатывают свои участки недр не первый десяток лет, и неоднократно выдерживали подобные проверки. И, судя по тому, что они сохранили свои лицензии, условия лицензионных соглашений в части геологического изучения, рационального использования и охраны недр они соблюдают. Например, АО «КМКР» за период с 2015 года проверяли более 10 раз. Конечно, как и при любой проверке, устанавливаются некоторые недочеты в работе, но не было констатировано ни одного случая, когда объем добычи или качество добываемой минеральной воды не соответствовали бы установленным нормативам.

По итогам 2019 г. процент освоения запасов минеральных вод в регионе КМВ составил в среднем 21,6%, а, если не считать участки, где добыча не велась, - 29,9%, что исключает возможность истощения запасов водоносных горизонтов и комплексов.

Водозаборные сооружения АО «КМКР» оборудованы запорной арматурой, обеспечивающей надежную эксплуатацию, а также контрольно-измерительными приборами и аппаратурой, позволяющими проводить режимные наблюдения за минеральными водами. Регулярно выполняется техническое обслуживание и капитальный ремонт сети водозаборных сооружений, зоны санитарной охраны содержатся в надлежащем состоянии. То есть, возможность загрязнения минеральных вод через водозаборные сооружения также исключена.

Прежде чем поступить к потребителю, минеральные воды подвергаются различного рода анализам - химическим, санитарно-микробиологическим и радиологическим. Ежегодно аккредитованный испытательный центр АО «КМКР» выполняет более 20000 анализов минеральных вод Кисловодского, Ессентукского, Пятигорского, Железноводского и Бештаугорского месторождений.

Возможность применения минеральных вод, поставляемых потребителям, для питьевого и бальнеолечения подтверждается действующими бальнеологическими и медицинскими заключениями ФГБУ ПГНИИК ФМБА России.

И, тем не менее, по завершении любой проверки, в прессе появляются статьи о загрязненности минеральных вод и необходимости ужесточения условий недропользования.

Почему так происходит? Видимо, потому, что надзорные органы имеют перед глазами конкретный объект исследования – недропользователя, и, несмотря на свои собственные результаты проверки, других причин загрязнения увидеть не в состоянии.

Но мы-то с вами можем посмотреть по сторонам.

Загрязнение неглубоко залегающих минеральных вод наблюдается на Кисловодском и Пятигорском месторождениях уже давно.

Базовым для бальнеолечения на курорте Кисловодск является источник Нарзан, расположенный на Центральном участке Кисловодского месторождения минеральных вод, который обеспечивает более 90% потребности курорта. Источник выводит минеральные воды с глубины 6,5 м из нижнемелового водоносного горизонта, и слабо защищен от загрязненных грунтовых и речных вод.

Первые признаки санитарно-бактериологического загрязнения источника Нарзан были выявлены в 1936 г., когда впервые был сделан микробиологический анализ. С тех пор его состояние постоянно ухудшается, что связано, в первую очередь, с ростом численности населения в городе Кисловодск и поселках, расположенных по берегам р. Ольховка и ее притоков, которые до настоящего времени не имеют канализационных систем.

В г. Пятигорск неблагополучным в санитарно-бактериологическом отношении является источник Радиоштольня 2, который выводит на поверхность радоновые воды из незащищенного четвертичного водоносного горизонта с глубины 4,5 м. Загрязнение источника фиксируется с 1938 г. Оно возникло также в результате человеческой деятельности, поскольку в формировании вод источника участвуют грунтовые воды, которые питаются атмосферными осадками, несущими с собой загрязнение с поверхности.

Минеральные воды источников Нарзан и Радиоштольня 2, ввиду их бактериального загрязнения, подаются только на бальнеолечение для отпуска ванн, и только после санирования.

Почему же возникла такая ситуация под самым носом бдительных надзорных органов? Ведь, для того, чтобы этого не случилось, не только непрерывно проверяют недропользователей, но и установлены зоны горно-санитарной охраны месторождений, в которых постановлением Правительства России № 1425 от 07.12.1996 г. закреплен определенный режим хозяйственной деятельности, перечислены разрешительные и запретительные мероприятия.

Все дело в том, что регион КМВ возник благодаря месторождениям минеральных вод, и города-курорты расположены непосредственно на площади самих месторождений.

Регион КМВ образован «в целях сохранения и воспроизводства уникальных природных лечебных факторов – минеральных вод и лечебных грязей, охраны земель, недр, ландшафта, горных выработок, пригодных для лечебного использования, воздушного бассейна, древесной и иной растительности, животного мира, памятников природы и культуры, источников водоснабжения и других водных объектов» («Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ – КМВ СК и его администрации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6.07.1992 г. N 462).

Хозяйственная деятельность в городах-курортах осуществляется под непосредственным руководством городских администраций, которым ограничения, существующие в особо охраняемом эколого-курортном регионе, только мешают. При этом проверки природоохранных надзорных органов их не затрагивают, и санкции не грозят.

В последние 10-15 лет администрациями городов-курортов лоббируется вопрос о сокращении законодательно закрепленных площадей зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, что обосновывается необходимостью «развития» муниципальных образований. Непонятно, почему развитие городов должно происходить исключительно в первых зонах курортов, на горе Машук, или в Национальном парке «Кисловодский». И это несмотря на то, что ранее установленные зоны санитарной охраны курортов необходимо не сокращать, а расширять в связи с открытием новых участков месторождений.

Не улучшает ситуацию развернувшееся в первой зоне санитарной охраны курорта строительство многоэтажных жилых домов с подземными паркингами, фундамент которых вскрывает эксплуатирующиеся водоносные горизонты.

Неполнота развития канализационных сетей в городских округах и почти 100%-ная изношенность имеющихся; отсутствие ливневой канализации; загрязнение рек региона КМВ, связанных с горизонтами подземных минеральных вод; изъятие земель гослесфонда, зеленых зон общественного пользования, водоохранных зон, парковых территорий; проблема утилизации отходов; рост населения, транспортной и энергетической нагрузки; застройка 1-х и 2-х зон горно-санитарной охраны городов-курортов сооружениями, не связанными с эксплуатацией природных лечебных ресурсов; организация массового пребывания жителей и гостей курортов в границах первой и второй зон горно-санитарной охраны, приводят к ухудшению санитарно-бактериологического состояния подземных минеральных вод и возникновению устойчивых источников их загрязнения.

Не столько недропользование, сколько нарушение установленного режима хозяйствования на особо охраняемых территориях может привести к загрязнению и утрате источников минеральных вод региона КМВ, и именно в эту сторону следует обратить свой взгляд государственным людям.

Для сохранения имеющихся источников минеральных вод и решения назревших проблем необходимо: начать соблюдать действующее законодательство; вывести за пределы первых зон санитарной (горно-санитарной) охраны объекты, которые не должны там располагаться (кафе и рестораны, молодежные лагеря, различные развлекательные «инвестиционные» площадки); построить современные канализационные системы.

Главное, что следует помнить: регион КМВ сохраняет преимущественно лечебную специализацию, и смена профиля курортов с санаторно-курортного на рекреационно-развлекательный не улучшит их состояние.